вторник, 15 июля 2008 г.

БОЛАТ ТУРСЫНОВ

Отзыв на книгу Муртазы Булутай
«Ата баба діні, түркілер неге мұсылман болды?».

От различных «просветительских» изданий советской эпохи нам казахам достались самые худшие страницы истории. Настолько отравлено сознание людей, что наше общество до сих пор остаётся заложником ложных стереотипов. Таким образом, между народом и его культурой образовалась огромная стена. Настоящая книга подобна камню, брошенному об эту стену. Несомненно, от удара этого камня, обязательно появится трещина, которая, возможно, разрушит и всю стену.


Постоянная полемика вокруг казахской культуры указывала на необходимость нового и качественного исследования исторических аргументаций идентифицирующих культуру казахского народа. Главная опасность подобного исследования заключается в том, что многие учёные исследователи до сих пор оказываются под влиянием идеологического пресса эпохи советского государства. Такой фактор, как идеологический фундамент, лишает исследователя беспристрастного анализа исследуемого предмета. Поэтому, не удивительно, что многие исследователи, формировавшие своё воззрение в эпоху советского государства, не замечают главный идентификационный фактор казахской культуры – ислам.
Различные попытки восстановления исторических событий, подтверждающих или отвергающих то или иное место в культуре казахов, в начале 90-х прошлого века наглядно продемонстрировали зависимость многих исследователей от влияния советской идеологии.
Разумеется, были работы, максимально отходившие от влияния советской идеологии, но такие работы, к сожалению, не доходили до широких слоёв населения, что, определённо, создавало почву для развития ложных стереотипов о казахской культуре.
Не знание казахами своей культуры дало возможность различным религиозным группам спекулировать традициями и эксплуатировать общественное сознание. Таким образом, в казахском обществе появилось расслоения на различные религиозные группы, т.е. начался процесс деградации элементарного идеологического единства нации.
Знакомство с личностью Муртазы Булутай даёт повод для доверительного отношения к его исследованию, собранному в корпусе книги «Ата баба діні, түркілер неге мұсылман болды?». Во-первых, автор не подвержен влиянию идеологического прессинга советской эпохи, т.к. долгое время проживал в Европе. Во-вторых, знание нескольких языков, для автора открыла доступ ко многим историческим документам, подтверждение тому список использованной литературы, состоящий из четырнадцати страниц, в-третьих, автор демонстрирует отличное знание религий, этнологии и философии.
Одним из достоинств книги является его методичное построение. Автор разделяет книгу на девять глав. Без преувеличения можно отметить, что каждая глава носит автономный характер и может существовать как отдельно взятая книга.
В предыдущих главах автор проводит небольшой по объёму, но достаточно ёмкий по содержанию экскурс по культурной и религиозной жизни древних народов, проживавших на территории Центральной Азии. Эти главы выдвигают аргумент против сторонников развития той культуры, которая существовала у предков современных казахов в доисламский период. Не может ужасать читателя те глупые, порой жестокие манеры той эпохи, в которой жили возможные предки современных казахов. Становится очевидным то, отчего эти народы оставили свои верования с приходом ислама. Вряд ли, в казахском обществе муссировалась бы тема о возрождении тенгрианства или других языческих культов, если общество обладало информацией которая изложена в книге «Ата баба діні, түркілер неге мұсылман болды?».
В последующих главах, автор сводит на нет, достаточно устойчивый стереотип о распространении ислама среди тюркских племён огнём и мечём. (Информационная политика против исламской культуры западных и российских СМИ позволяет поддерживать подобное убеждение в обществе.)
Автор приводит как наглядный пример историю об известном полководце Кутайбе ибн Муслим (VII в), внёсшего свою лепту в распространении ислама среди тюркских народов. Исторические документы приводят свидетельство того, с каким уважением и любовью относились тюрки к Кутайбе ибн Муслиму. В свою очередь, советская цензура, подтасовывая понятия, делает Кутайбу ибн Муслима агрессором, уничтожившего культуру тюрков.
Надо отметить тот факт, что само существование понятия как «распространение ислама насильно» абсурдно. Не один исламский учёный не подтвердит существование такого положения в исламе, т.к. в Коране и во многих хадисах пророка Мухаммада есть ясное отражение того, что в религии нет принуждения, например в суре «Бакара» (Коран, 256). В качестве дополнительного подтверждения М.Булутай приводит слова русского историка Л.С. Васильева: «Результаты не замедлили сказаться; завоёванные территории, от Испании и Средней Азии, энергично исламизировались, причём исламизация шла фактически добровольно, во всяком случае, без активного принуждения, без преследования немусульман».
Далее, автор рассказывает о влиянии ислама на дальнейшее развитие культуры тюркских народов. Показателен пример, который приводится из книги русского учёного Кривца Е.А., Ислам в …: «Приход арабов, сопровождавшийся ликвидацией десятков, враждовавших между собой мелких феодальных государств и прекращением набегов со стороны кочевников на города, способствовал стабилизации жизни городского общества. Образование централизованного государства ликвидировало зависимость торговцев от воли многочисленных «государей», создало благоприятные условия для развития торговли».
С появлением ислама среди тюркских народов началась интеграция различных сфер жизни: экономики, науки и культуры. При этом автор отмечает, что каждый народ сохранил свои идентифицирующие особенности. Другая участь ожидала тюркских народов, остававшихся вне ислама. Культура таких народов практически растворилась и полностью уничтожена в наше время.
С негодованием, автор отмечает симпатию современных казахских историков к личности Чингисхана, человеку уничтожившего сотни тысячи людей, разрушавшего города, мечети, и ставшим главной причиной торможения цивилизации в казахской степи. Даже потомки Чингисхана отказались от религии своего предка и выбрали для себя ислам.
Непонятно поведение современных казахов, пытающихся связать историю казахов с языческим культом. История наглядно демонстрирует, что все выдающиеся казахи разной эпохи относили себя только к исламу. То же самое утверждает в своей книге и М.Булутай.
Книга «Ата баба діні, түркілер неге мұсылман болды?» раскрывает насколько ислам сделал богатой историю и культуру тюрков. Исторические свидетельства Марко Поло, Гумилёва и других выдающихся исследователей делают книгу ещё более ценной и нужной для всей казахской истории.

Болат Турсынов, политолог