понедельник, 29 сентября 2008 г.

Муртаза БУЛУТАЙ
Духовное управление мусульман Казахстана,
Заведующий отделом религиозного
просвещения и образования, профессор


ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИСЛАМА НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

Уважаемые дамы и господа!
Дорогие гости!

Сегодняшний мой доклад посвящен истории распространения (развития) Ислама в Корее, а также его положению на сегоднышний день. Ислам возник на территории Кореи очень рано, важным фактором его возникновения и развития является то, что мусульмане пребывали в этой стране, жили, создавали семьи и распространяли свою веру. Каким образом пришел Ислам на территории Кореи и Китая, которые находятся в тысячах километров от территории Аравии и Мекки, где впервые возник Ислам? В какие века Ислам получил свое распространение на Дальнем Востоке? Соответственно, каким образом развивалась дальнейшая жизнь мусульманских общин этих народов? Как обстоят условия сегодняшнего положения Ислама в Корее? Вот на такие вопросы мы сегодня попытаемся дать ответы.
История Кореи очень богата и содержательна. В течение пяти тысяч лет здесь сохранились исторические письменные данные и факты, очень развита цивилизация, красивая природа, трудолюбивый и образованный народ. Некоторые ученые утверждают, что корейский язык принадлежит к Урал-Алтайской языковой группе. Необходимо добавить, что казахский язык, который является частью тюркских языков, тоже относятся к данной языковой группе. Если сравнить корейские и тюркские народы, их обычаи и традиции, язык, национальную музыку, национальную кухню, можно заметить множество сходств. По-моему мнению, самым важным, значительным и может быть самым главным сходством между нами является вера в бога, основа которой – Ислам.
Ислам развивался и укреплялся в Корее в течение многих веков, где написано множество письменных научных трудов об Исламе, влияния которых можно обнаружить и на сегодняшний день. Даже сегодня можно увидеть влияние арабов, персов и тюрков, которые впервые на этой территории распространили Ислам. После распада династии Юань в Китае, за время пришедшей тогда к власти династии Чосон в Корее, мусульмане были подвержены ассимиляции. Но, с самого начала ХХ века, в частности, после времен Корейской войны (1950-1953), Ислам в этих странах вновь оживился, численность мусульман стала увеличиваться с каждым днем. А теперь, ответим на вопрос: “Когда и каким образом Ислам возник в Корее?”
Развитие Ислама в Корее можно разделить на следующие исторические периоды:
1. Начальный период распространения Ислама на Дальнем Востоке (VII-XII вв.)
2. Распространение Ислама в период власти тюрков-монголов (XIII-XVI вв.)
3. Распространение Ислама в последний период существования Османской империи (конец XIX - начало XX вв.)
4. Развитие Ислама после Корейской войны (1950-1953 гг.)


1. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА
НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ (VII-XII ВЕКА)

На протяжении пяти тысяч лет истории своего существования Корея, в течение последних полутора тысяч лет имела очень тесные взаимосвязи с китайской, арабской, индийской, а также тюрко-монгольской культурой, которые в свою очередь, оказали свое влияние. В частности, большое влияние произвела китайская культура. Китайские династии налаживали контакты с мусульманами еще при жизни Пророка Мухаммеда (569-632, Да благословит его Аллах и приветствует!) в результате чего Исламская культура оказала большое воздействие на культуру китайцев. Таким образом, китайские династии передали воздействие мусульманской культуры на Корею, которая была подвластна Китаю.
Первые путешествия мусульман на территории Китая и Кореи возникли в результате мореплавания. Мусульманские торговцы, а также официальные группы посланников, отправленные впервые в 628 году халифатом морским путем посетили южную часть Китая, что послужило открытию пути на территорию Кореи. Сохранилось множество прекрасных трудов мусульманских ученых-авторов средних веков, в которых описываются края Китая и Кореи. Например, в книге известного ученого Ибн Хурдадбиха “Китаб аль-Мамалик уа-ль Масалик”, написанной в середине IX века, изложены различные сведения географических особенностей, жизнь-бытие мусульман того периода в Корее, а также приводятся многие факты и данные о жизни самого корейского народа. Можно назвать труды более 17 мусульманских авторов средних веков, где описываются различные сведения о жизнедеятельности народов Кореи. Эти факты доказывают то, на сколько тесными были взаимосвязи мусульман и Кореи.
В различных летописях Китая и Кореи также имеется множество материалов и фактов о мусульманах и Исламе. Приведем, к примеру, следующие исторические источники:
Чьию Танг Шу: Летопись династии Тан. Написано китайским историком по имени Лию Шун в 945 году. Данный выдающийся труд состоит из 200 томов, где описаны события во время правления династии Тан.
Шин Танг Шу: Новая история династии Тан. Этот труд принадлежит китайскому ученому Оу Йан-Шиью, 1061 года издания. Сборник летописей династии Тан (618-908), 225 томов.
Юань Ших: История империи Юань (1206-1368). Это произведение составлено в 1370-ом году известным ученым Сунг Лиен.
Сам Кук Са Ки: История правления трех династий Кореи, которая содержит события периода І века до нашей эры – по 933 год нашей эры. Было собрано известным корейским ученым-историком Ким Пу Сик в 1145г. Данные летописи являются официальной историей государств Когурйо, Паекче, Шилла находившихся на территории Кореи. Труд “Сам Кук Са Ки” также является очень важным источником для нас, так как – это самая старинная из сохранившихся летописей. Далее, приведем к примеру следующие источники:
Корйо Са: История государства Корйо (918-1392). Написано в 1451 году таким прославленным историком как Чонг Ин-Чи.
Корйо Са Чольйо: Летопись государства Корйо, произведение знаменитого генерала Ким Чонг-Со, законченное в 1452г.
Тон Са Кан Мок: История Кореи с времен ее образования 3000 год до нашей эры и до падения царства Корйо 1392г. Этот великий труд составлен Ан Чонг-Пок (1712-1791).
Чосон Вангчо Силрок: Официальная история царства Чосон (1392-1910).
Доксу Чангсси Чокбоги: Историческая летопись потомков Доксу Чанг. В этой летописи описывается жизнь мусульманина по имени Самга – основателя потомства Чанг, когда и каким образом он прибыл в Корею, а также жизнь и деятельность его потомков.
Теперь отметим несколько сохранившихся трудов мусульманских ученых-авторов ІХ-XVI вв., где рассказывается об отношениях мусульман с Кореей:
Ибн Хурдадбих (умер в 876г.): Китаб аль-масалик уа-ль Мамалик
Сулеймен аль-Таджир (ІХ век): Ахбар аль-Сыйн уа-ль хинд
Ибн Рустех (умер в 913г.): Китаб аль-аглак аль-нафисах
Аль-Масуди (умер в 957г.): Муруж аль-захаб уэ магадин аль-жаухар
Аль-Надим аль-Багдади (умер в 995г.): Аль-Фихрис
Аль-Идриси (1100-1166): Нузхат аль-Муштак фи ихтирак аль-афак
Закария Казвини (1203-1283): Ажайиб аль-Махлукат уа гараиб аль-Мавджудад
Ибн Сагид (1214-1286): Китаб аль-Жуграфия фи-ль акалим аль-себ’а
Шамсуддин Димашки (умер в 1317г.): Нубахат аль-Дахр фи ажайиб аль-Барр уа-ль Бахр
Абу аль-Фида (1271-1331): Такуим аль-Булдан
Ибн Халдун (1332-1406): Китаб аль-Ибар
Ибн аль-Бакуви (XV в.): Телхис аль-Асар уа ажайиб аль-Малик аль-Каххар
Аль-Макризи (1365-1442): Аль-Мауаиз
Абу аль-Фадл (умер в 1602г.): Акбарнама
Некоторые китайские ученые пишут, что впервые мусульмане пришли на территорию Китая в 628 году. Однако, большинство исследователей утверждают, что впервые пребывание мусульман на территорию Китая было в 651 году. Например, в книге под названием “Ши-Юу Чуан” сохранилось такое сведение: “В 651 году царь страны Та-ши (так называли китайцы в то время арабов) направил своих посланников во дворец императора”. Научные исследования доказали, что данные посланники были отправлены халифом Осман Ибн Аффан (573-656), которые прибыли в столицу Китая в город Чань-ан на встречу с императором Као-Цун, который их принял 25 августа 651г. На этой встрече мусульманские посланники рассказали китайскому государю о мире Ислама, о принципах мусульманской веры. Мусульманский китайский историк Лию Чих в своем научном труде “Образцовая жизнь Пророка Мухаммеда”, написанном в 1721г. подчеркнул, что впервые мусульмане пришли на Китайскую землю в 632г., свидетельствуя о пребывании в южной части Китая на территории Кантон, в городе Чуан-Чоу сподвижников Пророка по имени Сагад Лябид аль-Хабаши и Юсуф. Они рассказывали местному народу про исламскую веру, открыли там мечети, и там же скончались. Таких примеров возникновения и дальнейшего распространения Ислама на Китайской территории в период жизни Пророка Мухаммеда (Да благословит его Аллах и приветствует!), его сподвижниками, можно привести очень много. Чтобы сэкономить время, ограничусь этим.
В исторических данных написано, что мусульманские колонии возникли в таких странах морского побережья, как Шри Ланка (Сейлан), Индо-Китай, Вьетнам, Кантон (по-арабски Зайтун), Йан-Чоу, Хан-Чоу, где распространялся и развивался Ислама. Количество мусульман, устроившихся на этих территориях и занимающихся торговлей, интересно заметить, постоянно увеличивалось. К примеру, согласно сведениям историка Абу Зайд (ХІІ в.), в восстании 876г. в городе Хуанг-Чао погибло более сто двадцать тысяч мусульман, христиан и иудеев. Мусульманские географы писали в то время, что при хороших погодных условиях с берегов Кантона до берегов Кореи можно добраться в течение трех дней. Значит, можно полагать, что первые мусульманские общины на территории Кореи возникли одновременно с появлением мусульман в Китае.
Параллельно, политико-экономические взаимоотношения Арабского халифата и Китая развивались, укрепляясь из года в год. Например, согласно китайских данных, в период 651-798 гг. на протяжении 147 лет подтверждается прибытие 37 посланников халифата. Ну, а в эпоху династии Сун (908-1168) 49 групп посланников халифата пребывали в Китае.
Очень важную и отличительную роль в развитии взаимосвязей мусульман и народов Китая и Кореи сыграла Таласская битва (751 г.). Можно сказать, что в истории Исламского мира и в частности, в истории тюркских народов война 751 года в Таласе (Казахстан), сыграла важную роль. Это единственная война между китайцами и мусульманскими арабами. Но, при обсуждении результатов названной битвы и ее эффектов в течение длительного срока, можно прийти к выводу, как важно данное событие для всего человечества. В результате Таласской победы политика Китая и всевозможные его попытки, направленные на расширение территории Китая в сторону Средней Азии (политика экспансионизма) была остановлена. Некоторые феодальные государства (например Бухара, Кеш, Усрушана), которые были заинтересованы вместе с Китаем, в самом начале недооценивая окончательность победы мусульман, стремились поднять восстание. Абу Муслим принимает необходимые меры вовремя и побеждает бунтовщиков, тем самым доказывая, что власть мусульманов в Средней Азии постоянна. После Таласской победы народы Средней Азии группами стали принимать мусульманскую веру. Они благодарили мусульман, освободивших их от китайского нападения, в результате взаимоотношений этих народов появились теплые и дружеские связи между ними. Между мусульманами и немусульманами появились положительные отношения и терпение. Однако, китайские авторы, трактуют Таласское поражение как потерю их надежды в завоевании Средней Азии. Потому что в случае их победы, Средняя Азия несомненно, вошла бы в китайскую территорию. В результате чего, тюрки-согдийцы вынуждены были бы принудительно принять буддизм. Таким образом, можно сделать вывод, что события Таласа являются не только военно-политическими, но и решающим событием в вопросе разрешения религиозной судьбы Средней Азии.
Подводя итоги, отметим главные результаты Таласской войны:
1-) Экспансионистские планы Китайских империй были остановлены: «Победа в окрестностях Таласа была хорошим уроком для китайцев, по этой причине они покончили с мыслью о завовевании западных стран». «Однако, победа настолько сильно испугала китайцев, что они даже потеряли надежду на захват запада, и даже боялись об этом думать. Империя находилась накануне разрушения».
2-) Остановилось политическое, культурное воздействие Китая на Среднюю Азию
3-) Прекратились столкновения и конфликты между мусульманами-арабами и турками-согдийцами, которые продолжались в течение полувека.
4-) Взгляд местных народов на мир Ислама полностью изменился.
5-) До этого люди обособленно принимали Ислам, теперь принятие мусульманства носило массовый характер.
6-) В халифате сильно поднялся авторитет тюрков, после чего они стали главными военными силами династии Аббасидов (751-1258).
7-) Тюркская военно-политическая власть настолько стала мощной силой, что она стала решать самые важные проблемы халифата.
8-) Образовались первые мусульманские государства тюрков. Они построили государства не только в Средней Азии, но и в Северной Африке и Индии.
9-) В Азиатском континенте прекратилось распространение Буддизма в сторону запада. Эта религия стала религией Индо-Китайкого субконтинента.
10-) Через попавших китайских пленников, мусульманам стало известно такое ремесло, как изготовление бумаги. В Самарканде и других городах открылись предприятия, производящие бумагу. Развитие бумажного производства представило возможность мусульманским ученым написать многие труды. В Исламских странах вышли в свет неповторимые великие ученые, произведения которых дошли и до нашего времени в письменном виде.
11-) Впервые культуры Востока и Запада установили прямые взаимоотношения и связи. Мусульмане научили Запад производить бумагу. Западные народы начали массовый перевод трудов мусульманских ученых на латинский, греческий языки, получив образование и воспитание. После многих веков в Европе началась эпоха “возрождения”.
12-) После Таласской битвы Ислам основался на территории Казахстана вечно. Появились мусульманские города, караван-сараи, больницы, мечети, медресе, вакфы (благотворительные фонды) на территориях Южного Казахстана и Жетысу. В страны тюрков-кочевников были посланы проповедники Ислама. Для распространения Ислама были использованы такие литературные способы турецкого языка, как эпосы, песни, поэмы и т.д.
Скажем, Таласская битва послужила главным образом, соединению взаимоотношений и связей между арабами, иранцами, тюрками, китайцами и корейцами. Моножества попавших в плен во время войны двадцать тысяч пленников, приняли Исламскую веру.
Во время восстания Ан Лу Шана (755-757) мусульмане оказали большую помощь китайскому императору. Благодаря этой помощи китайский император Су-Цунг возвратил свой престол и попросил мусульман остаться в его стране. Таким образом, в 787г. четыре тысячи мусульманских семей из Самарканда, Бухары, Кашгара переселились в регион Сианфу. Эта значительная перемена сыграла важную роль для основательного развития мусульманства на китайской территории. Чилин-Се и Фенг-Хуанг-Се – самые старинные мечети в Китае были построены в Кантоне и Ханг-Чоу во время династии Тан. Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что распространение Ислама среди китайского народа носило мирный характер. Мусульмане, а также их потомки, жившие во времена китайских династий, жили с населением этой территории очень дружно, поддерживали тесные взаимоотношения, выдавали своих дочерей замуж друг другу. В те годы они изучали китайский язык и национальную культуру китайского народа, а для того, чтобы другие могли называть их имена, они использовали китайские буквы (алфавит). Например, такие арабские имена, как Мухаммед, Махмуд, Мансур, Маджид, Масуд начинаются с буквы м (мим). Поэтому, многие мусульмане носившие эти имена, переводили их на китайский язык, начиная со слога МА. Кроме того, выяснилось, что число таких мусульманских фамилий на китайском языке составляет 29.
Приведем к примеру некоторые из них:
ХА, КА: произошли от мусульманских имен Халид, Хасан.
ТА: от имени Даут.
МАН: от имени Мансур.
ТИЕХ: от имени Тимур.
ХУ: от имени Хусайын.
ША: от имени Шах, Шамсуддин.
ХАИ: от имени Хайдар.
СА: от имени Сагид.
ПА: от имени Бадруддин.
НА: от имени Насруддин.
ЛАХ: от имени Абдуллах.
АИ: от имени Иса.
ТИНГ: от имени Дин.
ЛИ: от имени Риза.
Во времена правления династии Тан (619-908) в Китае, на севере Корейского полуострова существовало государство Когурйо, на западе – государство Паекче и на востоке – государство Шилла. Из них царство Шилла (668-935 гг.) с помощью империи Тан (660-668 гг.), полностью захватывает власть в Корее, создав единое государство на полуострове. С 676г. государство Шилла совместно с империей Тан устанавливают и укрепляют тесные взаимоотношения и связи, в результате чего влияние китайской культуры в Корее усиливается. В государстве Шилла официально с 535г. была закреплена религия буддизма. С времен той поры сотни корейцев посещали Китай, Индию и Средней Азию для изучения основ буддизма. Государство Паекче в 552г. посылает для распространения буддизма в Японию буддийских жрецов-миссионеров.
В то время Корея славилась красотой своей природы, благоприятными погодными условиями, развитым судопроизводством и другими богатствами. Корейские торговцы начиная с Японии до конца территорий Дальнего Востока имели большую долю в торговом товарообороте. Кроме этого, арабские торговцы привозили товары, произведенные в мусульманских странах в царство Шилла. Особенно различные одеколоны и духи, пряжа и ткани, драгоценные камни, изумруды, перья пользовались большим спросом.
В Исламских источниках приводится очень много информации и сведений о царстве Шилла. Например, Ибн Хурдадбих писал, что: «За границей территории Китая Кансу существует государство аль-Шилла». Скончавшийся в 913 г. Ибн Рустех в своей книге «Китаб аль-аглак аль-Нафисах» пишет: «За Китаем есть страна Шилла, где много золота». Ибн аль-Надим (умер в 995г.) в своем произведении «Аль-Фихрис»: «Под управлением Китая есть государство Сила».
Во многих трудах известных мусульманских ученых: Сулеймен аль-Таджир (ІХ век), аль-Масуди (умер в 957г.), аль-Идриси (1018-1165), Казвини (1203-1283), Ибн Сагид (1214-1286), Димашки (умер в 1317г.), аль-Нувайри (умер в 1332г.), Ибн Халдун (1332-1406), аль-Макризи (1365-1442), аль-Наджди (XV в.), - даются различные сведения о государстве Шилла (Сила) и ее прибрежных островах. Корея в трудах вышеупомянутых мусульманских авторов описывается как преимущественно горная территория, где есть многие административные регионы. В действительности, 80% территории Кореи состоит из гор, возвышенностей и холмов, а только остальные 20% - равнины.
Государство Шилла состояло из девяти губерний и каждой из них управляли губернаторы, которые назывались «Тодок». В источниках написано, что корейцы подчинялись Китайскому императору, который был прозван «сыном неба». У нас есть некоторые сведения, описывающие путешествия и переселения мусульман в Корею. В них рассказывается, как мусульмане, поехавшие в государство Шилла, остались жить там, любуясь красотой природы этой земли. Ибн Хурдадбих: «Шилла – очень богатое государство. Поехавшие туда мусульмане, всецело отдавшись красоте этой земли, обустраиваются там и остаются навсегда. Какие за ним существуют еще государства нам неизвестна». Аль-Масуди пишет, что часть устроившихся в Корее мусульман приехали из Ирака. Шамсуддин Димашки в известном труде «Нухабат» писал: «По дороге, ведущей в Шиллу на восточной части острова Аммония есть шесть больших островов. Некоторые алевиты, убежавшие из Омеядского халифата (661-751) переселились в Корею. Даже при очень трудных условиях своей жизни они не хотели уезжать из этой страны».
Взаимоотношения между арабами и Кореей возникли еще за несколько веков до появления Ислама. К примеру, в 1973г. в древней столице государства Шилла – городе Кйонг-Чу при археологических раскопках в могиле №115 найдены посуды, изготовленные арабами. Найденные предметы на историческом кладбище V-VI вв. доказывают тот факт, что иранские и арабские товары очень рано были известными корейским потребителям. Существует предположение, что используемые корейскими учеными такие музыкальные инструменты, как Пи-Па, Конг-хоу (кобыз) и Хо-Чек являются музыкальными инструментами Центральной Азии.
В историческом источнике Корйо-Са приводятся сведения о том, как мусульмане пришли в Корею. Например, во времена пятнадцатилетнего правления короля Хйонг-Чонг, в сентябре 1024г. написано: «В этот месяц Йол Ра-За и его делегация из ста человек прибыли из арабского государства Та-ши и они представили королю свои подарки и товары». А в событиях 1025г. существуют такие факты: «В сентябре месяце Хасан, Риза (Раза) и около ста человек прибыли из Та-ши (арабского государства) и вручили королю подарки».
В Корейской летописи сохранились нижеприведенные мусульманские имена:
Йол Ра-За (по-китайски Йуех-ло Тзу): Аль-Рази
Ха-сон (по-китайски Шиа Шен): Хасан
Ра-за (по-китайски Ло-тзу): Рази
По-на-га (по-китайски Пао-на-хо): Баракат
В летописях Тан написано о взаимоотношениях мусульман с местным населением, строительство ими мечетей, женитьбы и др.


2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА В ПЕРИОД ВЛАСТИ ТЮРКОВ-МОНГОЛОВ (XIII-XVI вв.)

Скопление мусульман и возникновение определенной мусульманской культуры в Корее происходило в этот период. Мы уже отметили, что первые мусульмане прибыли в Корею во время правления династии Тан и занимались там торговлей. В годы нашествия монголов, которые явились предпосылками огромных перемен в истории человечества, власть Китайского государства перешла в руки потомков Чингиз хана. В 1264г. установив империю Юань, Хубилай хан (1215-1294) объявил нынешний город Пекин (Ханбалык) ее столицей. Монголы, которые оккупировали страны Центральной Европы, Ближнего Востока, Средней Азии и краев Китая, наконец завоевали и Корею. После длительных сражений, полностью завоевавшие Корею в 1259г. монголы, устанавливают на этой территории свои политические, культурные, военные порядки, которые производят на Корею большое влияние. После завоевания Пекина в 1215г., монголы стали направляться в государство Кин (1115-1234), построенное чурчутами в северной части Китая. Бежавшие от монголов чурчуты (каракитайцы) нападают на Корею, убивая местных жителей и разрушая земли. Потерпевшие поражение корейцы, посылают к монголам своих посланников, которые просят помощи. Воспользовавшись этим монгольский хан Огедей, в 1231г. дает приказ военоначальнику по имени Сартай завоевать Корею. Король Корйо признает монгольскую власть и оплачивает им дань в особо крупных размерах. Монголы оставляют на территории Корйо 72 управляющих представителей. В последствии в 1232, 1235, 1253-1257 гг. монголы нападают на Корею шесть раз, разрушая многие города и населенные пункты. Во время правления царя Вон-Чонг в 1270г. государство Корйо окончательно присоединяется к монгольской власти.
Монголы не имели своей письменности и у них не была сформирована письменная культура. Поэтому, они использовали мусульман для написания приговоров, исторических событий, летописей, участия на международных встречах. Особенно была развита уйгурская писменная культура, которая произвела сильное влияние на монголов, в результате чего монголы принимали уйгурскую графику. Во дворце хана в то время работало множество уйгурских мусульман – писателей, секретарей. На высоких военных должностях также назначались мусульмане. Многие из них были назначены в Корее во времена царства Юань. Хубилай хан очень много использовал ученых мусульман; особенно заметно влияние мусульман в таких областях, как астрономии, медицине, производстве оружия, архитектуре. Хубилай хан даже дает разрешение на строительство мусульманских городов и гарнизонов на территории Юннан. Например, в 1274г. в городе Кан-Чоу была построена большая мечеть. Он назначает на должность Юннанского губернатора мусульманина из Средней Азии по имени Саид Шамседдин.
В Корее, которая была сто лет под властью Юань, начинают происходить большие перемены. Расскажем только о тех переменах, которые касаются мусульманства. Руководители Корйо, находящиеся под гнетом власти Юань 1270-1365 гг., т.е. в течение 96 лет, установили семейные отношения с монголами. Они пользовались такими методами, для того чтобы сохранить свою власть. Во время вышеназванного периода пять корейских королей женились на семи монгольских принцессах. Думаю не ошибемся, если скажем, что у королей Корйо в большей части присутствовала монгольская кровь. Ну а монгольские правители каждый год забирали 300-450 корейских женщин в гарем. В результате чего, у Юаньских правителей замечается влияние обычаев и традиций Кореи. Из-за страха что их девушек заберут в гарем монгольского правителя, корейцы старались пораньше выдавать их замуж. Эта традиция сохранялась многие годы.
Китайцы называли государство Корйо на своем языке Као-Ли. Слово Као в имени генерала Као-Шиен-Чи, присутствовавшего в Таласской битве дает понять о Корйо. Мусульманский автор Рашид-эд-Дин (1248-1318) в своей известной летописи «Жамиг эт-Тауарих» описывает, как Хубилай хан (по-китайски имя Ших-Цу) прибывал в государство Корйо и женился на дочке царя Чунг-Йолм. В связи с тем, что она была женой монгольского царя, ей дали имя (прозвище) Чегук Таеджан Конг-джу. От этого брака родился Ыжыр Бука, который в своей очередь женился на Кегук Таджанг Конг-джу и стал королем Корйо и его называли на корейском языке Чунг Сон. В те времена некоторые корейцы, принявшие мусульманство, жили в Средней Азии, а также при правительстве монгольской династии Ильхан, обретали постоянное местожительство в таких мусульманских странах, как Иран. Рашид-эд-Дин в своем труде использовал сведения живших в городе Тебризе корейских мусульман по имени Ли Та-Чи, Максун и Ким Сун.
Китайцы называют мусульманских китайцев Хуи-хуи или хуи-зу.
Начиная с 1271г. наряду с монгольскими войсками в Корею прибывали и устраивались тысячи мусульманов (хуи-хуинов). Существуют сведения, что впервые отправившийся в Корею командующий походом был родом из потомков турков-мусульман по имени Сартай. Существуют следующие формы чтения имени Сартай на китайском языке: Са-ли-та, Са-ер-та и Сар-та-ул.
Расскажем про одного из этих мусульман по имени Самга, который приехал в Корею в 1274г.. Самга был приглашен в Корею монгольской королевой Чекук, которая назначила его управляющим делами дворца и дала ему имя Чанг Сун Рйонг на корейском языке. Самга женится на одной кореянке, положение его постепенно растет, в конце концов он становится вторым человеком во дворце с должностью «Чом-ыи чам-ри». Представляющий государство Корйо, он очень часто посещает дворец Юань, разрешая важные государственные проблемы. Во дворце Корйо наряду с Самгой на одной из таких же руководящих должностей (“Тае-чанг-кун”) работал мусульманин по имени Минбо, который был тоже послан пять раз в качестве посланника во дворец Юань. На охоте он охотился с помощью беркута, что говорит о его арабском или тюркском происхождении. Царь Чунг-Сон назначает Минбо губернатором города Пйонг-Янг. Вот такие многие мусульмане, прибывшие в Корею, жили там и устраивали свою жизнь наряду с местным населением. Во времена правления царя Корйо мусульман не притисняли, их даже назначали на государственные руководящие должности. В 1392г. государство Корйо распалось, власть захватила династия Чосон (1392-1910). В начальный период мусульмане прекрасно жили, используя мирное время, а начиная с середины XV века мусульмане стали терять свою самостоятельность.
В летописях Чосон «Чо-сон Ванг Чо-сил-рок» написано: «Мусульманский духовный деятель Доро и его семья, выбрав постоянное местопребывания в Корее, в 1407г. подали заявление на имя царя. Царь Тае-Чонг дал на это разрешение, приказав выдать им жилье». А в одном из томов названного источника описывается такое событие: «Министр финансов подал заявление королю с требованием сократить сумму зарплаты мусульман, проживающих на территории Чо-сон. Король согласился». В Корейских сведениях описывается, как до 1427г. во дворце царя мусульмане приглашались на торжественные собрания. Например, царь Се-Чонг в 1425г. на торжествовании нового года принял мусульманских руководителей, выслушал их теплые пожелания. В дальнейшем положение мусульман в Корее стало значительно ухудшаться. Жившие в Корее в XIII-XV века мусульмане, были в основном тюрками - выходцами из Средней Азии. В исторических сведениях указывается, что они использовали уйгурскую графику, которая являлась официальным шрифтом дворца Юань и разговаривали на уйгурском языке.
А теперь по-поводу известного мусульманина по имени Самга: в исторических документах Корйо-са по-поводу Самги сказано так: «Чанг Сун-рйонг из народа хуи-хуи, то есть мусульманин. Его настоящее имя Самга (Сенге, Санга). Его отец Кйонг (по-китайски Чинг) был секретарем Хубилай хана. Королева Чекук ему присвоила звание Нанг-Чанг (шестой по счету руководитель во дворце). Положение Самги быстро росло и ему было присвоено генеральское звание “чанг-кун”. Он изменил свое имя на корейское. Умер в возрасте 44 лет (1298 год) в должности чом-ыи чом-ри (второй по счету высокий пост во дворце)». В Корее очень много потомков Самги. Его потомки по двадцать шестой линии проживают и в настоящее время. Потомки Самги постоянно записывали все жизненные события, происшедшие с их дедами и прадедами, сохраняя записи из поколения в поколение. В настоящее время в Корее в центральных регионах проживают их потомки, которые называются Доксу Чанг. С этой династии вышло очень много знаменитых государственных деятелей, генералов, писателей, философов, поэтов и ученых. Потомки Доксу Чанг были подвержены ассимиляции, но несмотря на этот факт, они и сегодня признают, что их прадеды были мусульмане. Об этом они рассказывают с большой гордостью.
Известнейший этнолог Чойе Санг-Су исследовал документы и сведения, касающиеся Самги и пришел к выводу, что он был родом из арабов. Некоторые исследователи, изучающие происхождение его имени и другие данные и документы, утверждают, что Самга происходит из тюркских народов. В качестве доказания они приводят в пример то, что имена заканчивающиеся слогами -га и -ке на китайском и корейском языках использовались для описания тюрков-монголов. Приведем к примеру потомков Самги: 1. Самга (Сун-рйонг) 2. Йанг 3. У-бин 4. У 5. Ан-чи 6. Маенг-Хйонг 7. Хи-ан 8. Ик 9. Се-гол 10. Ин-пил 11. Ки 12. Сунг-ин 13. Хонг-чом 14. Йоп 15. Ху-чанг 16. Сонг-мун 17. Чун 18. Хйон 19. Кын 20. Хун 21. Се-чон 22. Ли-чин 23. Сун-хи 24. Хак-су 25. Кйонг-ки. Сегодня, потомки Самги, разделявшиеся на двенадцать родов, проживают в основном в таких городах как: Пьйонг-таек, Чин-ыи, Пунг-док, Хам-чонг, Куа-чон, А-сан, Мун-кйонг, Йе-сан, Йонг-Ин, Ин-чон. Потомки Самги по первой линии строго сохраняли мусульманство. Но, после начавшейся ассимиляции в 1430г., мусульманство Кореи стало приходить к распаду со своими религиозными и национальными обычаями и традициями.
Во времена царствования династии Корйо и Чо-сон мусульмане оказали сильное влияние на народы Кореи. Например, во времена царя Се-чонг (1418-1450) в Корее появилась азбука (алфавит) по названию «хангыл» (хун мин чонг им), которая применяется и сейчас. До этого времени применялись китайские символы. Эту азбуку (алфавит) создали ученые, которые использовали уйгурскую письменность. В 1427г. распоряжением царя в государстве запрещается выполнение мусульманами молитв и исполнение религиозных песнь в общественных местах. Таким образом, мусульмане вынуждены были исполнять религиозные ритуалы и обряды только в мечетях по имени «Йе-кунг». Принятие новой конфуцийской философии во времена Чосон, приводит к распаду мусульманских общин. В этих переменах важную роль играла политика новой власти в Китае. Разрушив монгольское государство Юань, император Таи-Цу, который установил государство Минг, в 1368г. принял меры, ограничивающие свободу мусульман, усилив тем самым власть конфуцийских жрецов. Тае-Чо, установивший государство Чосон (1392-1398) предпринял похожие действия по отношению к мусульманскому и буддистскому направлениям.


3. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА В ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД СУЩЕСТВОВАНИЯ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
(КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX вв.)

Османская Империя (1299-1922) во времена своего существования на протяжении 623 лет царствовала в трех континентах; Азия, Европа и Африка. В последние годы империи султан Абдулхамид ІІ посылает в государства Средней Азии, Индию, Индонезию, Африку мусульманских ученых и проповедников в целях сближения с ними уже ослабевшего Османского государства. Посланники и религиозные деятели Султана смогли добраться до Дальнего Востока, Кореи и Японии. Например, руководитель китайских мусульман Ванг Куан специально с визитом пребывал в город Стамбул, где его принимает Султан. Таким образом, в 1908г. в Пекине специально для мусульман открылся “Пекинский Университет Хамидия”. Это произвело большое влияние на развитие и укрепление взаимосвязей между империями Османского государства и Японии, установлению стабильной работы мусульман на Дальнем Востоке. В 1890 году Османское военное судно Ертугрул пребывает в Японский порт Йокохама. Взаимосвязи настолько укрепились, что японский император Микадо посылает к Абдулхамиду ІІ своего посланника для изучения Ислама и просит прислать людей, которые рассказали бы и объяснили, что такое мусульманство. Многие сходства японских и корейских обычаев, традиций и образа жизни с мусульманскими обусловлены тем, что некоторые Османские руководители имели большую надежду в быстром распространении Ислама в этих странах.
Одним из ученых, способствовавших в Корее и Японии в начале ХХ века распространению и развитию Ислама, открытию мечетей и издательств, принятию многими народами мусульманства, был Абдуррашид Ибрагим Эфенди. Он посветил всю свою 87 летнюю жизнь для проповедения Ислама в Корее, Японии и Центральной Азии, поэтому он занимает важное место в истории этих народов. Он родился в 1857г. в Сибирском городе Омск, поэтому очень хорошо знал такие мусульманские народы, как: казахи, татары, башкиры, ногаи, узбеки. Абдуррашид Ибрагим Бек на земле казахов выпускал журнал под названием «Серке». Поехав в 1934г. в Японию, он навсегда остался там. Отправившись в путешествие в Корею в 1909г., он устанавливает связи с местными мусульманами.
В начале ХХ века в 1917г. происходит очень важное в мире историческое событие – Октябрьская коммунистическая революция. Сотни мусульман бежали от преследования большевиков через Сибирь в Корею и Японию. Например, среди 600 мусульман, бежавших в 1920г. в Корею и попросивших политическое убежище, были татары, казахи, узбеки, киргизы. Одним из лидеров этой группы бежавших мусульман был башкурт по имени Мухаммед Абдулхай Курбан, родившийся в Оренбурге в 1890г..
Мусульмане, оставшиеся на территориях Кореи и Японии, в течение нескольких лет занимаясь торговлей, достигли большого уровня в обществе. Они производили в свет мусульманские газеты, журналы и книги. Через несколько лет выросли и первые мечети. Например, знаменитая мечеть в Токио открылась в 1938г.. Абдуррашид Ибрагим Бек, труды которого оказали большое воздействие на распространение и развитие Ислама в Японии и Корее, скончался в 1944г. в городе Токио. На его похоронах присутствовало множество представителей разных государств. Прибывшие в Корею на постоянное местожительство мусульмане, устраивались в основном на территориях городов Пьйонг-йанг, Синийжу, Конан, Сеул, Пусан, Таегу, Инчон. По сведениям, находящимся у нас в настоящее время, можно увидеть, что в Корее было 69 предприятий, открытых мусульманами. Мусульмане, достигшие высокого развития, открыли в 1926г. «Сеульское Религиозное и Национальное Общество Мусульман». Это общество возглавляют: в 1934-1935-тые годы Карим Сулейман, 1936-1937гг. Абдуллах Нурмухаммед, 1937-1948гг. Исхак Багдаш. Кроме этого, в городах Сеул, Пусан и Таегу открываются небольшие общества под названием «Махалли Исламийе». В Сеуле впервые открывается мусульманское кладбище, где было похоронено около двадцати мусульман. Однако, начиная с 1940 годов, многие мусульмане Кореи уезжают в Турцию, оставшиеся – к родным и близким в Японию. Мусульмане, проживавшие в Корее, написали много книг на арабском и турецком (татарском) языках. В те годы в печатных изданиях Кореи появляются и статьи об Исламе. Например, в первом номере известного журнала Чонг-чун (Юность) в 1915г. выходит статья под названием «Махомет Куа Хуи-хуи Кйо» (Жизнь Мухаммеда). В следующем номере этого журнала печатается статья «То-о-ки-ин-ыи ки-сып» (Достопримечательные обычаи турков). Таким образом, через несколько веков корейский народ опять знакомится с мусульманами.


4. РАЗВИТИЕ ИСЛАМА ПОСЛЕ КОРЕЙСКОЙ ВОЙНЫ
(1950-1953 гг.)

Мы уже рассказали, как в периоды Русско-японской войны 1904-1905гг. и Первой мировой войны 1914-1918гг. в Корее нашли укрытие многие мусульмане. В то время Корея была оккупирована Японией. Ну, а после кровавой Октябрьской революции (1917г.), татарские группы в количестве 600 человек бегут в Японию, некоторые из них – в Корею и остаются там навсегда. Некоторые мусульмане, оставшись в диаспоре Кореи, переносят тяжелые жизненные условия, скучая по родной земле, в течение нескольких десятков лет живут там, многие из них уезжают к родным в Японию, другие - в Турцию. Таким образом, в 1948-ом году в Корее не остается мусульманского общества. Ну, а в нынешнее время численность мусульман в Республике Южной Кореи достигла 100 тысяч человек! Тогда, каким образом эти сто тысяч человек стали мусульманами? Каким образом распространилось мусульманство в стране, занимающих одно из первых мест в мире по экономическому развитию? Возникают такие вопросы.
Дорогие друзья, Ислам в Корее распространялся мирным путем как и везде! Почему я так утверждаю, потому что, когда начинаешь говорить про Ислам, некоторые тут-же думают о его насильственном характере распространения, имидж создан специально для того, чтобы препятствовать развитию Ислама. В Корейской войне 1950-1953гг., по распоряжению ООН Республика Турция направила туда 4500 солдат. Геройство и мужество солдат Турецкой армии до сих пор сохранилось в памяти народов мира, в те годы об этом было выпущено множество статей во многих изданиях мира. До сих пор, этому посвящается многие ученые труды и диссертации.
После окончания войны в 1953г., Турция каждый год посылает своих солдат, обмениваясь с предыдущими. Так, вместе с дивизией, для поднятия духа и выполнения религиозных ритуалов солдат, Религиозное Управление Республики Турции отправляет в Корею 52 летнего имама Абдулгафура Караисмаилоглу. Он занимает пост имама вооруженных сил в 1955-1956гг.. Увидев героизм, мужество и доброту мусульман, в тот период у некоторых корейцев появляется интерес и любопытство к Исламу. К примеру, Йу-До Ким и Джин-Кйу Ким обращаются к имаму Абдулгафур, чтобы получить информацию о религии Ислам. Господин Абдулгафур выслушивает их вопросы и не торопясь, доступно объясняя, начинает хорошо отвечать на них. Интерес корейцев начинает всё больше возрастать, и они часто посещая его, устраивают длительные беседы. С каждым днем собирается всё больше людей, в результате увеличения спроса организовываются конференции. По специальному разрешению турецкого командира господин Абдулгафур отправляется на конференции в город Сеул для разъяснения Ислама. Таким образом, в 1955г. Йу-До Ким и Джин-Кйу Ким принимают мусульманство, изменяют свои имена на Абдуллах и Омар Абдуррахман. Они стали первыми корейцами мусульманами. В результате упорного труда имама Абдулгафура в течение одного года Ислам принимает 57 корейцев!
Принявшие мусульманство корейцы продолжают изучать новую веру, а также разъясняют ее своим родственникам и друзьям. Из года в год в Корее число мусульман увеличивается. На сегодняшний день в результате стойкого труда общества «Корейская Исламская Федерация» и стремлений наших братьев-мусульман в Корее работают много мечетей, курсы по изучению Корана, школы, издательства. Думаю, что такой конкретный пример распространения Ислама в такой развитой стране как Корея, дает понять и поверить в то, что Ислам распространялся мирным путем. Пусть эти примеры станут образцом для тех, которые занимаются пропагандой той или иной религии в Казахстане.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что впервые мусульмане пришли в Корею в VII-VIII. Это подтверждают многие труды мусульманских авторов и летописи Кореи и Китая. После монгольского нашествия в течение 150 (ста пяти десяти) лет в Корее жили мусульмане, которые смешались с корейскими народами. Действительно, и сегодня в Корее можно найти многих корейцев, которые считают себя потомками мусульман. В 1450 гг. во времена империи Чосон, в результате начавшейся ассимиляции некоторые мусульмане были вынуждены покинуть Корею, оставшиеся сливаются с корейским населением. В начале ХХ века, снова появившиеся мусульманские общины в Корее, в 1945 годы уезжают в другие страны. На сегодняшний день в Корее существует большое Исламское общество, которое состоит не из мусульман, прибывших из других государств, - а из корейцев, принявших Ислам. Можно назвать открытые ими множество мечетей, школ, курсов по изучению Корана, организаций. Сформированные после 1950г. корейские мусульманские общины развиваются изо дня в день. Среди важных факторов быстрого распространения Ислама в Корее можно назвать следующие: мусульмане прибыли в эту страну очень рано; культуры мусульман и корейцев были тесно взаимосвязаны и имеют большие сходства; принципы Ислама пришли по душе трудолюбивому корейскому народу; потомки мусульман до сих пор живут среди корейцев. Мы уверены в том, что эта тенденция будет развиваться и дальше.

Благодарю Вас за внимание, дорогие мои корейские друзья!

Муртаза БУЛУТАЙ 28.02.2001г. г.Алматы