вторник, 31 июля 2007 г.

РАЗНООБРАЗИЕ ВЕРОВАНИЙ В КАЗАХСТАНЕ

Муртаза БУЛУТАЙ
Кандидат философских наук,
Религиовед, культуролог


РАЗНООБРАЗИЕ ВЕРОВАНИЙ В КАЗАХСТАНЕ[1]


Среди новых независимых государств Казахстан занимает особое место. Географическое положение, природные богатства, геополитический и геоэкономический потенциал превращают его в настоящую звезду, горящую на небосклоне исламского мира и Евразии. Площадь Казахстана составляет почти 3 млн кв. км, он является девятым по площади государством в мире, и самым большим мусульманским государством. Казахстан всегда играл значительную роль в истории. На протяжении последних трех тысячелетий Казахстан был местом, где происходили события, ставшие поворотным пунктом развития истории человечества. Например, великое переселение народов началось из района на территории Казахстана, называемого «Торгай Капу» (Врата в Торгай), где размещался центр государства гуннов (204 до н.э. – 216 н.э.) и тюрков (552-743). Битва при Таласе (Таласский газават, 751 г.н.э.), после которой произошло массовое принятие тюркскими народами ислама и было приостановлено продвижение китайского влияния и буддизма на запад, состоялась в селении Атлах неподалеку от казахского города Тараз. Знаменитый мыслитель Мухаммед Абу Наср аль-Фараби (870-950) родился в деревне Фараб (Отрар), которая находится на территории Казахстана. В Казахстане, через территорию которого пролегал значительный отрезок великого Шелкового пути, в разное время правили иранские и тюркские мусульманские династии, среди которых Саманиды (819-1005), Караханиды (942-1211), Карлуки (756-940), Хорезмшахи (1077-1231). В этот период появились значительные памятники исламской цивилизации. В XIII в. нашествие полчищ Чингис хана потрясло весь исламский мир и нанесло непоправимый ущерб этому региону. В 1219 г. войска Чингис хана сровняли с землей город Отрар (Фараб), в котором находилась самая богатая после Александрийской библиотека. После этого власть в регионе перешла к Золотой Орде и государству Тимуридов. Фундамент государства Бабура был заложен на юго-востоке Казахстана, на этой же земле родились и жили Юсуф Баласагуни, Махмут Кашгарский (XI в.), Ахмед Яссави (XII в.)...
Небольшой экскурс в историю Казахстана неизбежен для понимания его современного положения. Находясь на пересечении исторических торговых путей, а также в центре распрей между Китаем, Римом, Ираном и тюркскими государствами, Казахстан стал благодатной почвой для развития и распространения здесь различных верований и религий. Исторические данные показывают, что в разные времена в Казахстане получали развитие политеистические верования, такие как тотемизм, анимизм, паганизм, и политеистические религии, среди которых манихейство, буддизм, зороастризм. Во время существования Уйгурского государства (740-1335) буддизм и манихейство имели статус официальных государственных религий. Западные провинции Казахстана находились во владении Хазарского царства (602-1016). Правители этого царства исповедовали свою версию иудаизма. В районах, прилегающих к великому Шелковому пути, особенно в Исфиджапе, Пенджикенте, Отраре, Таразе, Кашгаре, Шымкенте, Карнаке, Кайалыке, Алмалыке, христиане – последователи несторианского учения, а также восточная церковь открыли свои приходы. Вместе с татаро-монгольским нашествием в Средней Азии стали распространяться очаги шаманизма, до этого неизвестные у тюрков. Ислам пришел в этот мир многобожия в эпоху Омеядов (661-750) и Аббасидов (751-1258), получил массовое распространение и стал основной религией в регионе. Самым благодатным периодом для распространения и укрепления ислама стали периоды правления Саманидов, Караханидов и Хорезмшахов. После объявления Узбек ханом (1313-1342) ислама государственной религией и во времена Казахского ханства ислам распространился до внутренних районов Сибири.
В Казахстане, где жили тысячи мусульманских государственных деятелей и ученых, с 1917 до 1991 г, религиозные ценности ослабли. Хотя действия различных властных органов, учебных заведений, направленные на то, чтобы полностью разорвать связь народа с исламом, в сущности оказались безрезультатными, в умы людей было брошено зерно сомнения и можно сказать, что частично советский режим достиг своей цели. Рассматривая религиозную ситуацию в Казахстане, необходимо принимать во внимание этот факт. После обретения Казахстаном независимости начался процесс национального самоутверждения казахского народа. В этот период часть ученых, писателей, искусствоведов обратилась к политеистическим религиям и традициям, опирающимся на подобные верования. Открылась галерея под названием «Тенгри–Умай», активизировалась деятельность различных общественных организаций, направленная на возрождение древних политеистических верований (язычество), знания о которых опираются на гипотезы и легенды, в печати появились различные статьи на эти темы. В конце 80-х гг. и в первые годы независимости на территории Казахстана активно действовали и действуют христианские миссионерские организации. В настоящее время это движение приобрело другие направления. Наряду с ними действуют буддийские, кришнаитские, сайентологические (дианетика), сатанинские, бахаистические общины, а также община «ахмадия», которые также всеми силами стремятся распространять свои учения...
Согласно новейшим данным, 70% пятнадцатимиллионного населения Казахстана – мусульмане. Число мечетей в Казахстане составляет 1534, в стране зарегистрировано 230 православных религиозных общин, 8 монастырей, 38 католических церквей, 70 лютеранских церквей, 40 молельных домов пятидесятников, 20 пресвитерианских церквей, 34 общины Свидетелей Иеговы.
По результатам референдума 1995 г. была принята Конституция, согласно которой Казахстан объявлен светским государством, которое гарантирует свободу вероисповедания. В стране, где проживают представители различных этнических и религиозных групп, диалог и взаимопонимание между культурами и религиями имеет жизненно важное значение. С первых лет своего президентства Нурсултан Назарбаев очень трепетно и серьезно относится к необходимости создания условий для развития и распространения различных религий в атмосфере добрососедства и дружбы. Можно сказать, что ему удается достигать цели. Во многих государствах, находящихся по соседству, конфликты на религиозной и этнической почве нередко принимают опасные масштабы и самые неожиданные формы, однако Казахстану до сегодняшнего дня удается обеспечивать диалог и терпимость между различными этническими и религиозными группами. Это объясняется распространением мусульманской культуры и терпимостью людей друг к другу.
В Казахстане преобладают два этноса и две религии: носители ислама – тюркские народности, большинство среди которых составляют казахи и исповедующие православие славянские народности, большинство которых – русские. По сравнению с мусульманами, которые преимущественно сохраняют религиозное единство, христианская среда раздроблена, разделена на группы, многими из которых руководят религиозные центры, находящиеся за пределами государства. Православные общины находятся в ведении Московского Патриархата, католики подчиняются Папе Римскому, протестанты – различным инстанциям в США, Англии, Германии. В настоящее время в Казахстане действует 30 различных христианских общин и сект. Многие из них имеют свои печатные органы, учебные заведения, структуру. Согласно Закону «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятому в 1992 г., граждане Республики Казахстан имеют право создавать религиозные объединения и общины, а также обладают свободой вероисповедания. В 1990 г. было зарегистрировано 671 религиозных обществ, в 2004 году их число достигло 3036. В 2001 г. в Казахстане не было ни одной официально зарегистрированной еврейской религиозной общины. В 2002 г. в Министерстве юстиции были зарегистрированы 20 таких общин, в настоящее время их 23. Действуют также тибетские буддийские общины, кроме того, зарегистрированы 18 обществ, исповедующих политеистические верования. Согласно данным, предоставленным Министерством образования Казахстана, в республике работают 8 высших религиозных учебных заведений, 6 религиозных училищ и 3 начальные школы. Среди восьми религиозных высших учебных заведений, два мусульманских университета. Один из них, университет «Нур-Мубарак» был открыт совместно с Министерством образования Египта, второе высшее учебное заведение – «Институт повышения квалификации имамов», подчиняется Духовному управлению мусульман Казахстана. Протестантам принадлежит 4 религиозных высших учебных заведения, католикам – 1. В стране работают 275 миссионеров, имеющих официальное разрешение на проведение своей деятельности.
Все эти данные ясно показывают оживление религиозной жизни в государстве, более того религиозная деятельность проводится как местными общинами, так и зарубежными организациями и фондами. Мечети посещают преимущественно представители молодого поколения, среди прихожан церквей преобладают пожилые люди. Эти данные свидетельствуют, что среди мусульман преобладает молодежь, верующие христиане более пожилые. Можно с уверенностью сказать, что, по сравнению со старшим поколением, молодежь придает большее значение изучению религии.
В последние годы депутаты, представители власти, а также частные предприниматели проявляют инициативу в строительстве мечетей. Пример этому – мечеть «Карасай Батыр», построенная по инициативе Нурсултана Назарбаева в его родной деревне. На телевидении появились документальные фильмы и программы, посвященные исламу, о религии рассказывается по радио, что, несомненно, является знаком перемен к лучшему. Наряду с журналами, распространяемыми христианскими миссионерами, в последние годы значительную роль в формировании общественного мнения играют такие исламские издания, как «Ислам және Өркениет» («Ислам и цивилизация»), «Иман» («Вера»), «Ислам», «Шапағат-Нұр» («Покровительство света»).
В заключении можно отметить, что христианские миссионеры обладают более значительными финансовыми и другими возможностями для пропаганды своей религии. Миссионеры активно используют Интернет, каналы спутниковой связи, печатные средства массовой информации. Экономический кризис в государстве, а также поиск идентичности, который переживают все молодые страны, к сожалению, приводят к тому, что некоторые мусульмане присоединяются к новым религиозным течениям. Если так будет продолжаться, то страна неизбежно столкнется с серьезными социальными и политическими проблемами. Хочу подчеркнуть, что общественное согласие и стабильное развитие Казахстана напрямую связано с повышением самосознания общества и понимания им истинной религии, свободной от примесей и новшеств, находящегося в гармонии с современной культурой и наукой.

[1] БУЛУТАЙ М., Разнообразие верований в Казахстане. DA - Diyalog Avrasya, ежеквартальный международный культурно-интеллектуальный журнал. Стамбул, №13, лето 2004 г. 52-57 беттер.