понедельник, 5 мая 2008 г.

ВНИМАНИЮ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК!

ВАЖНО НЕ ОШИБИТЬСЯ В ЭТОТ РАЗ![1]
(Предложения о внесении изменений в закон о свободе религиях)

Уважаемый Председатель!
Уважаемые Участники!

Желаю успешной работы круглому столу, организованному с целью рассмотрения проекта закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты РК о свободе вероисповедания и религоизных объединений». Бесспорным является тот факт, что подобные мероприятия дают возможность для свободного обмена мнениями лиц, имеющих отношение к данному законодательству и вносят свой вклад в разностороннее рассмотрение и усовершенствование этого законопроекта.
В начале своего выступления я бы хотел еще раз отметить, что действующий Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», был принят 15 января 1992 года, т.е. спустя всего лишь месяц после обретения независимости нашей республики. Так же следует отметить, что политическое, экономическое, социальное и правовое положение страны сейчас на много отличается от того положения, которое было при принятии выше названного Закона.
За последние 16 лет вопрос о внесении изменений в данный закон многократно выносился на повестку дня, и тысячные материалы об этой важной проблеме посредством средств массовой информации доносились до сведения народа. Поэтому, я сегодня не хочу затрагивать вопрос необходимости внесения дополнений и изменений в этот закон, а хочу представить вашему вниманию свои комментарии и предложения о проекте закона, предложенного депутатами.
На мой взгляд, одним из основных новшеств, внесенных авторами законопроекта является разделение религиозных объединений на «местные» и «центральных», в зависимости от территории деятельности (ст.7). Без изменений оставлено положение о том, что местные религиозные объединения могут быть учреждены по инициативе не менее десяти совершеннолетних граждан. На мой взгляд, эта – большая ошибка. Очевиден тот факт, что религиозные течения эффективно воспользовавшись именно этим положением закона, вполне легальным образом свободно пропагандируют свое вероучение. Поэтому я считаю целесообразным, установить положение, требующее наличие не менее 250 (двести пятьдесят) совершеннолетних граждан для создания религиозного объединения. Необходимо, усовершенствовать механизмы, связывающие местные религиозные объединения с центральными религиозными организациями. Это даст возможность объединению религиозных организаций и сыграет положительную роль в укреплении единства общества.
Если перейти к центральным религиозным объединениям, то согласно проекту закона (ст. 7.) те религиозные объединения, которые действуют не менее десяти лет в областях (указано больше половины областей Казахстана), в г. Алматы и в Астане могут объединиться и создать «Центральное Религиозное Объединение». Если учесть технику языка правовых актов то, выяснится, что требования данной статьи закона не четкие и не совпадают с реальным положением по демографии, истории, культуре и социальных вопросов нашей республики. Я предлагаю четко указать в законе, что «Центральными Религиозными Объединениями в Республике Казахстан являются Духовное Управление Мусульман Казахстана (ДУМК) и Русская Православная Церковь Казахстана (РПЦК)» и окончательно поставить на этом точку. Потому что, если проект закона будет утвержден в предложенном варианте указанного положения, то возникнет большая вероятность того, что в ряды Центральных Религиозных Объединений нашей страны наряду с ДУМК и РПЦК могут войти и другие вероисповедения и религиозно–идеологические течения такие как, протестанты и католики, сайентологи и Свидетели Иегова. И не удивительно, если они не сегодня так завтра, по истечению нескольких лет будут соответствовать вышеуказанным требованиям и официально будут называться Центральными религиозными объединениями Республики Казахстан. Количество объединений–учредителей, количество областей и городов, в которых зарегистрированы объединения и срок их деятельности не должны являться основными критериями (требованиями) для создания Центральных религиозных объединений. Самым главным показателем должны быть мусульмане, которые составляют 72% населения страны и 25% православных христиан. Придание особого значения казахскому и русскому языку в разработке языковой политики Государства, а так же казахской и русской нациям – в стратегическом планировании являются фактами, которые подтверждают мою позицию.
А так же, для определения «управляющего» и «подчиненного» правильнее будет назвать центральное религиозное объединение «центральной религиозной организацией».
Если взглянуть на проблему с точки зрения теории и философии права, то необходимо внести изменение в само название закона. Я предлагаю назвать закон «Законом РК о свободе религии и религиозных организациях». Свобода веры относится к свободе совести граждан (ст. 1-1, 7-ое понятие) и является полной (абсолютной) свободой, которой может воспользоваться каждое лицо; установление каких-либо ограничений в этой свободе не применимо в демократических обществах. Каждый человек абсолютно свободен, верить или не верить в какую-либо религию. В свою очередь, такие действия верующего человека, как объединение с другими лицами, исповедующих то же вероисповедение, пропаганда и агитация своей религии, открытие религиозных учебных заведений, строение культовых сооружений, распространение религиозной литературы, превосходят свободу совести и переходят в область гражданско-административного права, которое регулирует правовые отношения в области общественного порядка, общественной безопасности, связанные с правами и свободой других лиц. Вот поэтому, государство может установить определенные ограничения и запреты в целях упорядочения и контроля деятельности, в вопросах превосходящих свободу совести. Во пункте 2, ст. 9 Конвенции Европейского Союза, принятой 4 ноября 1950 года, четко определено указанное право государства. В США и других странах установлены многочисленные ограничения в свободе религии граждан. В общем, следует усилить контроль религиозных объединений и религиозных течений. Это с одной стороны усилит безопасность государства, с другой стороны – путем улучшения качества деятельности в религиозной сфере повысит уровень правовой защищенности граждан.
В выше названном проекте закона явно определяется не достаточность механизма контроля юридических лиц, проявляющих деятельность в религиозной сфере. В общей правовой и государственной теории есть совершенно четкое правило – положения, которые не сопровождаются ответственностью и наказанием за их нарушение, не будут выполняться в полной мере, останутся только на бумаге. Не следует забывать, что ответственность и наказание являются самыми эффективными средствами для удержания людей от противоправных действий. Например, можно рассмотреть размеры новых штрафных санкций, установленных ст. 375 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»:
- за уклонение от регистрации религиозного объединения, нарушение установленных законом условий, воспрепятствование законной деятельности государственных органов – физическим лицам в размере 7-10 месячных расчетных показателей (МРП)
-за участие в деятельности политических партий и оказание им финансовой поддержки – руководителю религиозного объединения в размере 15–20 МРП
-за оскорбление религиозных чувств физических лиц - в размере 3-8 МРП.
- за осуществление миссионерской деятельности без учетной регистрации – гражданам налагается штраф в размере 10–15 МРП.
Если размер штрафа, предложенного в проекте закона варируются от 3 до 40 МРП, то ничего положительного от этого не следует ожидать. На мой взгляд, следует установить размер штрафа за подобные нарушения – не менее 100 МРП и за некоторые нарушения применять меры наказания, которые будут внесены в Уголовный Кодекс. Например, в ст.4 проекта закона, приводится перечень обязательств и ответственности религиозных объединений в отношениях с государством, но не указаны точно какие меры наказания будут приняты в случае не выполнения указанных требований.
Не требует доказательств тот факт, что посредством религиозных течений в нашу страну вводятся различные политико-идеологические влияния. Это – самый дешевый, самый не заметный, самый эффективный и самый долгосрочный метод влияния. Для пересечения подобных вредных для общества влияний, на мой взгляд, не следует оставлять какие-либо «лазейки» в наших законодательных актах, касающихся данной сферы. Для этого необходимо четко определить статус исламской и православной религиозных организаций, и ограничить деятельность нетрадиционных религиозных течений. Необходимо законным путем установить запрет на вмешательство в политику религиозных объединений и течений, в особенности на назначение ими своих людей на государственные службы на ключевые позиции. Необходимо внести соответствующие изменения в Закон РК «О Государственной Службе». Необходимо принять отдельный закон «О защите Светского общества». Необходимо в полную силу ужесточить порядок регистрации и контроля деятельности миссионеров. Следует избегать использование термина «конфесия», используемого в проекте закона. Вместо него правильнее говорить «Религия» и «вероисповедание». Для получения статуса конфессии каким – либо религиозным направлением, следует установить требование – наличие не менее 250 зарегистрированных религиозных объединений. В целях национальной безопасноти так же следует контролировать агитационно–пропагандную работу религиозных объединений и течений по интернету.
Формой юридического лица религиозных организаций вместо «религиозного объединения» предлагаю установить форму некоммерческого религиозно-благотворительного фонда. Потому что, как показывает опыт международных правовых систем, «объединение» (ассоциация, общество) является политической организацией. Например в ст.9 Закона светской Турции «Об объединениях» сказано, что запрещается создание «общественных объединений на основе религии, мазхаба (конфессии) и тариката (суфийского ордена)». А «Религиозно-благотворительные фонды», относятся к организациям, которые не вмешиваются в политику, имеют прозрачную структуру управления, не преследуют коммерческих и политико–идеологических целей, и имеют открытую финансово–хозяйственную деятельность. Я верю в то, что данное радикальное изменение приведет к развитию контроля деятельности религиозных организаций, перегородит путь к использованию их в корыстных целях, и даст возможность для управления ими в соответствии с демократическими принципами.
А так же необходимо предотвращать проведение другими юридическими лицами агитационно–пропагандной деятельности в области религии, злоупотребление религиозными чувствами граждан, и использование их в деструктивных целях. Вполне возможно, что организация, которая с виду кажется религиозной, работает на специальные службы зарубежных государств. Временами в СМИ передается информация о задержании некоторых служителей церкви в этом плане. Необходимо пересекать деятельность религиозных организаций и течений, которые отрицательным образом сказываются на здоровий и психологии человека. Помимо этого, необходимо, установить правовые обязательства и ответственность для этих организаций и течений по защите семьи, имущества и общества. Следует пересекать попытки граждан не воспринимать или проявлять не уважение к государственным символам Республики Казахстан на основании вероубеждения. Например, должны приниматься строгие меры наказания в случаях отказа исполнять государственный гимн, уклонения от воинской службы, проявления не уважения к государственному флагу Казахстана, воздержания от участия на выборах, отказа от переливания крови, и за осуществление деятельности, направленной на разрушение Конституционного строя. Культовая одежда священнослужителей должны применяться только в местах совершения молитвы и при совершении религиозного ритуала /обряда. Вполне очевидно, что в демократических и светских государствах нет религиозного каста и что, профессиональную форму не носят за пределами работы.
В итоге, поддерживая проект закона, предложенный депутатами Парламента РК, я хочу сказать, очень важно не ошибиться в этот раз, принимая комплексные меры для обеспечения безопасности и единства народа, в целях устранения сложившихся негативных обстоятельств в области религии. Пришло время для принятия закона, прошедшего всестороннее рассмотрение, с усовершенствованными методами контроля, направленное на объединение нашего общества и защиты его от внешних вредных влияний.

Муртаза БУЛУТАЙ

Кандидат философских наук,
Религиовед, культуролог
[1]Доклад прочитанный на круглом столе по расмотрению проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК о свободе вероисповедания и по вопросам религиозных объединений», организованного 05.05.2008 года Мажилисом Парламента РК в 201 кабинете Казахского Национального Университета им. Аль-Фараби.