РЕЛИГИОЗНЫЕ РАСПРИ ПОДРЫВАЮТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСТОИ - МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА[1]
АЛМАТЫ. 7 мая. КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/ - В Казахстане существует реальная опасность национальной безопасности и внутренней стабильности страны, связанная с распространением всякого рода религиозных течений и миссионеров. Об этом корреспонденту Казинформа заявил известный религиовед, кандидат философских наук Муртаза Булутай.
Как известно, 2 апреля т.г. группа депутатов Парламента РК выступила с инициативой о внесении изменений в законодательные акты, касающиеся свободы вероисповедания и религиозных объединений. Они обосновали свою инициативу тем, что действующий закон не отвечает требованиям национальной безопасности страны и его необходимо урегулировать. Позднее группа общественных деятелей, религиоведов и ученых провела пресс-конференцию в поддержку инициативы депутатов.
Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» был принят 15 января 1992 года – спустя месяц после объявления независимости страны и действует до сих пор. «Не побоюсь сказать, что за этим законом стоят некие международные силы, которые не заинтересованы в том, чтобы он претерпел качественные изменения и стоял бы на страже государственных интересов Казахстана», - заявил эксперт. Он напомнил, что в 2001 году новая редакция закона прошла через Мажилис и Сенат Парламента РК и попала на подпись к Президенту страны. Но многочисленные НПО, лоббирующие интересы зарубежных религиозных сект, и ряд международных организаций заявили, что в Казахстане происходит ущемление прав и свобод граждан. Глава государства отправил этот законопроект на рассмотрение Конституционного Совета, который не утвердил его.
По мнению ученого, наступило время для принятия новой редакции закона. В 1992 году среди депутатов Верховного Совета РК не было ни одного специалиста в области религии. Казахстан был молодым государством, который не предполагал и не был готов к тому, что в страну хлынут представители различных религиозных течений. К тому же большинство населения страны не имело религиозного образования и знаний, отсутствовали элементарные постулаты религиозной культуры. Тогда в стране было очень мало мусульманских мечетей и православных церквей, не было духовных вузов и специалистов по религии и теологии. В силу этих объективных обстоятельств был принят слабый закон.
«К сожалению, действующий закон не защищает интересы казахстанского общества, национальные интересы государства. Он позволяет открывать двери для всех миссионерских организаций и религиозных течений со всего мира. Согласно действующему закону в Казахстане на юридической основе создаются религиозные объединения, ассоциации, исповедующие определенные религиозные учения. Требования к ним очень слабые. Так, десять человек при наличии устава, соответствующего требованиям закона, могут создать религиозное объединение. При этом регистрирующий орган может отказать им от постановки на учет только по одному мотиву - несоответствие устава закону. Поэтому любая учредительная инициативная группа берет за основу типовой устав», - отметил религиовед.
Так что сегодня в Казахстане легче всего зарегистрировать религиозное объединение. К примеру, для регистрации политической партии число ее членов должно быть не менее 50 тысяч человек, для ТОО есть определенные требования к уставному капиталу, для страховой компании – государство предъявляет серьезные требования. А к созданию религиозных объединений таких требований нет. Кроме того, в действующем законодательстве не определены механизмы контроля и надзора за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных объединений», - говорит эксперт.
Как известно, любая религиозная группа создается с целью пропаганды своего учения. При этом наше законодательство позволяет им распространять свою религиозную литературу на улицах, ходить по домам и учебным заведениям, выступать в местах лишения свободы. Четко не отрегулированы вопросы международных связей религиозных организаций и их отношения с учебными заведениями, политическими партиями и госорганами. То есть, религиозные организации могут повлиять на деятельность политических партий, вмешиваться в дела государства и получать косвенным путем их моральную или финансовую поддержку.
«Если собрать все архивные материалы, опубликованные в СМИ за последние 16 лет, можно убедиться в огромном количестве проблем, возникших у людей из-за деятельности религиозных сект и миссионеров. Это – разрушенные судьбы, семьи, моральные и материальные потери. К сожалению, за эти годы значительно ослабла связь между членами нашего общества. В советское время при низкой религиозности населения существовали доверие между людьми, уважение, взаимопонимание, общая идея и ценности.
Сегодня каждое религиозное учение накапливает свою общину и иногда противопоставляет граждан против своего же государства. Например, члены секты «Свидетели Йеговы» отказываются от исполнения Государственного гимна Казахстана, а среди них есть и школьники. О каком воспитании патриотизма может идти речь?! Есть официальная информация Министерства обороны РК о том, что десятки юношей отказываются от службы в Армии, идти на выборы. Бывает, что дети теряют жизнь от того, что их родители против процедуры переливания крови. В протестантских сектах и объединениях, где проповедуют нетрадиционные религиозные учения, разрушается не только менталитет казахского народа, но и казахстанский, который формировался в результате столетних традиций толерантности и межконфессиональной терпимости. Стоит подчеркнуть, что все эти миссионеры пришли в нашу страну вполне легально, согласно действующему закону. Сегодня на территории Казахстана действует 49 официально зарегистрированных в уполномоченных органах конфессий.
Возникают вполне обоснованные опасения за национальную безопасность страны, за ее целостность и будущее. Представители коренной нации – казахи - последние тысячи лет исповедовали ислам. Наши предки веками мечтали о независимости, крепком и сильном государстве. Сегодня же из-за деятельности отдельных религиозных сект вместо консолидации общества происходит его разобщение. «Увы, соответствующие госорганы не на должном уровне выполняют свои надзорные и регулирующие функции в этой сфере. В любой цивилизованной стране государство выступает регулирующим органом в отношениях между гражданами именно в области свободы вероисповедания. У нас же неправильно интерпретируется принцип «религия отделена от государства», - сказал ученый.
Сегодня секты и их миссионеры различными путями завербовывают в свои ряды наших граждан, обещая моральные и материальных блага. Порой используется гипноз. Под это влияние зачастую попадает молодежь. Под предлогом компьютерных курсов, курсов изучения английского языка, миротворческой деятельности официальные миссионерские организации США, Южной Кореи и Европы действуют у нас вполне легально. Эту сферу государство должно взять под жесткий контроль, уверен религиовед.
М. Булутай считает, что в Казахстане существует дезинформация о том, что якобы в США и Европе в этом вопросе существует полная свобода. Он процитировал заголовок 90-страничного документа «Разрешаемый объем юридических ограничений в области свободы вероисповедания и свободы слова в США». В нем четко прописаны все правила и нормы. Например, в большинстве штатов США запрещено на улицах распространять религиозную литературу. В Конвенции ЕС о защите прав человека и фундаментальных свобод, принятой 4 ноября 1950 года, говорится, что в любом демократическом обществе свобода религии или веры может быть подвергнута ограничению законами в случае необходимости - в целях защиты общественной безопасности, общественного порядка, прав и свобод других членов общества.
В США и Европе существуют значительные ограничения для деятельности многих религиозных объединений, на законодательном уровне приняты меры, чтобы предотвратить распространение нетрадиционных конфессий в их странах. Например, в Испании главенствует католическая церковь, и никто не посмеет там пропагандировать другую веру. В Греции согласно Конституции страны православие является доминирующей религией. Иудаизм и ислам приняты как официальные религии.
«В Германии, где я получил образование, главенствуют католическая и протестантская церкви. В этой стране проживает более четырех млн. мусульман, но они никогда не смогут построить мечеть там, где им удобно. Фактически запрещены мечети с минаретами, только считанные из них имеют короткие минареты. Нельзя использовать громкоговорители, запрещены жертвоприношения во время Курбан-айта. С одной стороны это - ущемление прав граждан мусульманской национальности, проживающих в этой стране, с другой - защитные меры для коренных жителей. Подобные меры существуют в Израиле, Японии», - отметил М. Булутай.
«Изучив практику многих стран мира, я прихожу к выводу, что в Казахстане ущемляются интересы государства и нашего народа. Религия - это один из основных факторов, образующих общество и нацию. Когда в государстве существуют разные веры и они антагоничны, то это рано или поздно может привести к разделу. Яркий пример – Югославия. Некогда единое государство распалось на Сербию, где главенствуют христиане, Хорватию – католики, Боснию - мусульмане. Хотя это был единый народ с одним языком. Именно межэтнический раскол привел к распаду этой страны. Возьмем Ливан, где 51% населения составляют христиане, 49% - мусульмане. Уже почти год в там не могут избрать президента, который согласно конституции этой страны должен быть христианином. Две группы не могут найти консенсус. Полвека продолжается борьба между протестантами и католиками в Северной Ирландии. Нам необходимо учитывать все эти примеры. Религиозные распри подрывают государственные устои», - считает эксперт.
Законодатели на конкретных примерах убедились в том, что в этой сфере есть проблемы. В стране распространяются веры, чуждые казахстанцам, противоречащие народным традициям и государственным интересам. «Я поддерживаю инициативу наших депутатов. Изучив предлагаемые поправки в действующий Кодекс РК «Об административных правонарушениях», считаю, что их необходимо ужесточить. Например в ст. 375 за нарушение законодательства о свободе вероисповедания и религиозных объединений, уклонение лидеров религиозных объединений от регистрации, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, оскорбление религиозных чувств физических лиц предусмотрены штрафы в размере от 5 до 40 МРП. По моему мнению, эти нарушения требуют не административных, а уголовных наказаний. Или – статья «Осуществление гражданами, иностранцами или лицами без гражданства миссионерской деятельности без учетной регистрации влечет штраф в размере 15 МРП». Это тоже очень мало», - считает известный религиовед.
«Я также не согласен с некоторыми поправками. Надо повысить норму членства для регистрации религиозных объединений – хотя бы до 250 человек. Во многих западных странах для этого требуется около 15-20 тысяч членов. На уровне закона за Центральными религиозными объединениями необходимо признать ДУМК и Русскую православную церковь Казахстана. В стране проживает 72% мусульман, 25% православных, протестантов - менее одного процента. Но мусульмане имеют 2200 своих объединений, православные – 300, а у протестантов зарегистрировано 1300 религиозных сект. По организованности они оказываются сильнее, не потому ли, что пользуются финансовой поддержкой миссионерских организаций США, Южной Кореи и.т.п. Кроме двух центральных религиозных объединений, остальные должны иметь статус местных. Также предлагаю принять в новом законе статью о защите принципа светскости государства. Так, в Турции к власти пришла правящая партия, тесно связанная с исламскими общинами. И это вызывает определенное недовольство в обществе. Самое главное условие нового закона – он должен быть четким, понятным и прямого действия. Не должно быть различных толкований», - говорит М.Булутай.
Закон РК называется «Свобода вероисповедания и религиозные объединения». Эксперт предлагает свой вариант - «О свободе религии и религиозных организациях». Свобода совести – это абсолютное право каждого гражданина выбирать себе определенную веру или быть атеистом. Это вопрос каждого индивидуума. Когда же вопрос касается осуществления религиозных ритуалов, пропаганды и агитации, просветительской деятельности, возведения культовых сооружений – заканчиваются права каждого индивидуума, и они соприкасаются с правами других. Необходимо категоризировать понятия свободы совести и свободы религии.
Считая, что юридическая форма религиозных объединений не соответствует международному праву и практике, эксперт предлагает аннулировать форму юридического лица «религиозное объединение» и ввести понятие «религиозный благотворительный фонд». Понятие «объединение» имеет больше политический смысл. Во многих странах нельзя создавать объединения по религиозным признакам. В Казахстане также запрещаются партии на основе религиозных убеждений и этнических признаков. А благотворительные фонды, как известно, не могут заниматься политической деятельностью. Во-вторых, они являются некоммерческими организациями, их финансовая деятельность - самая прозрачная, отметил М. Булутай.
Казинформ—0--
[1] http://www.inform.kz/index.php?lang=rus#206033